Укладка асфальта на щебеночно-песчаную смесь: особенности технологий
Дороги – важный атрибут любого населенного пункта. От их качества зависят развитие промышленности и сельского хозяйства, инфраструктуры, своевременная доставка товаров, безопасность водителей и пешеходов. Разработано несколько технологий укладки дорожного полотна, процесс достаточно сложный и многоэтапный.
Характеристики основания для дорожного полотна
Верхний слой дорожного полотна подвергается механической нагрузке от проезжающего транспорта. К нему предъявляют строгие требования по прочности, износостойкости, плотности, морозостойкости. Для изготовления верхнего слоя используют асфальтобетон – смесь, состоящую из цемента, щебня, песка, битума, минеральных порошков. Под верхним слоем из асфальтобетона укладывают дорожную подушку. От подготовительного этапа зависят долговечность и надежность автотрассы.
Функции дорожной подушки:
- выравнивание рельефа, засыпка ям и траншей;
- перераспределение точечных нагрузок на большую площадь;
- снижение напряжений;
- создание уклонов для удаления осадков;
- возможность прокладки коммуникаций и водоотводящих каналов.
При прокладывании дорог, не предназначенных для интенсивного движения, для изготовления дорожной подушки используют щебеночно-песчаную смесь, состоящую из щебня среднего размера, очищенного песка, битума, минерального порошка. Дорожное основание должно быть жестким, плотным, устойчивым к сдвигу.
Толщина слоя зависит от предполагаемой нагрузки и условий эксплуатации:
- при строительстве автодороги первый слой толщиной 100–150 мм насыпают из щебня фракции 40–70 мм, для пешеходной дорожки достаточно 50–100 мм;
- второй слой толщиной 100 мм – щебень размером 20–40 мм.
- слой песка толщиной 100 мм.
Каждый материал необходимо равномерно распределить и утрамбовать.
Технология укладки асфальта на ЩБС
Устройство дорожной подушки – длительный подготовительный этап, к нему необходимо подготовиться заранее, подвезти строительные материалы.
Этапы укладки асфальта:
- удаление растительности и грунта до твердой поверхности;
- уплотнение виброплитой;
- пропитывание битумной эмульсией;
- прокладывание геотекстиля, позволяющего избежать прорастания травы;
- насыпка слоя песка, увлажнение, трамбовка;
- укладывание слоёв щебня разных фракций;
- обработка эмульсией для укрепления сцепления подушки и асфальтобетонной смеси, предотвращения растрескивания, улучшения водонепроницаемости;
- выкладывание бордюров;
- укладывание горячего асфальта, разравнивание, трамбовка.
Работу необходимо проводить в сухую погоду, при температуре выше +5°С. При низких температурах можно укладывать холодный асфальт, но это экономически невыгодно. Длительность эксплуатации дорожного полотна зависит от правильной подготовки основания, даже небольшие деформации могут спровоцировать развитие трещин, разрушение асфальта.